Вход | Регистрация
    


Сегодня размещено на сайте: Фотографий: 362
Новостей: 117

Правовой ликбез | Майские указы | Капремонт домов | Постиндастриал | Почему так названы |                    Образование | Лекции



Журналистика: мифы и реальность

Если раньше амбициозная, но романтически настроенная молодежь сплошь и рядом стремилась в артисты-артистки, то в последние несколько лет юноши и девушки «послешкольного возраста» стройными косяками совершают заплыв в журналистику. Их привлекают статус свободного художника, шанс прославится и репутация «любимого придворного шута», дающая право на легальное вольнодумство. Подавив в душе восхищение прекрасными порывами одухотворенной молодежи, возьму на себя сомнительную роль «лекаря» юношеских грез и пропишу холодный душ безжалостных реалий.


Вниманию абитуриентов, избравших жребий Леонида Парфенова и Оксаны Пушкиной! Существующий в общественном сознании миф о Журналисте как о представителе Четвертой власти — это, увы, просто миф, который имеет мало общего с реальностью. То есть индустрия средств массовой информации, конечно, являет собой Четвертую власть, вопрос только, какая роль в этой индустрии отводится отдельному журналисту.

Не хочу никого разочаровывать, но в профессии журналиста гораздо больше прозы, чем возвышенной поэзии. Журналистика — это занятие не слишком творческое, не всегда благодарное и часто мало оплачиваемое. Чтобы отвести от своей бедной головушки грозно занесенные кулаки, объяснюсь.

Не стоит лелеять в душе слишком честолюбивых надежд: журналист и писатель — профессии совершенно разные. Плоды их труда в корне отличаются друг от друга. Перед журналистом ставится задача произвести на свет не роман, не пьесу, не эссе, даже не длинный и нудный опус из цикла «размышления у парадного подъезда» — кстати, это самый популярный у начинающих авторов жанр.

Журналистские статьи — это, прежде всего, грамотно, увлекательно и доступно изложенная информация. Статья должна быть интересна читателю, а не только самому автору — начинающие журналисты поначалу приходит в отчаяние, когда от них требуют писать так, «чтобы было понятно шахтерам». Выдавать статьи нужно в режиме конвейера, выжимая из собственного мозга все новые и новые «небанальные» заходы и концовки. Навязчивая необходимость писать со временем может стать причиной ненависти к чистому листу и к печатному слову, а может развиться в хроническую болезнь, когда все происходящее вокруг воспринимается как информационный повод для очередной статьи.

Если вас увлекают примеры великих публицистов прошлого и настоящего, сделайте скидку на то, что вам, скорее всего, придется заниматься совершенно другими делами. Спрос на Белинских нынче невелик. Нужны, в основном, специалисты иного профиля. Наибольшей популярностью пользуются юные следопыты, которые способны регулярно доставать для своего издания сенсации или раскапывать глубоко зарытые тайны. Если сенсации как-то не случилось, нужно её изобрести. Таких профессионалов называют «разгребателями грязи», и они всегда найдут применение своему таланту.

Не спешите пренебрежительно усмехаться: если вы хотите зарабатывать на жизнь журналистикой, вам ежедневно придется делать то же самое. Главная забота корреспондента — «продать» информацию, показав товар лицом, а для этого нужно найти «бомбу» в любом, самом неприметном повседневном событии. Вы ежедневно будете открывать америки в тех краях, где эти америки природой вовсе не предусмотрены.

Готовясь стать журналистом, лучше заранее попрощайтесь с праздниками, выходными, семьей и пушистым персом Кузей. Журналистика — это пожизненная командировка. Отныне на работу вас будут поднимать ночные звонки шефа, срочные дела и неотложные поездки, а во сне будут сниться кошмары вроде сдачи номера. Вы будете в самом центре суматошной пресс-индустрии, которая всякий раз из-за любого мелкого недочета норовит рухнуть и погрести вас под обломками.
Однако не стоит ждать общественного признания за такое феноменальное самопожертвование. Абсолютное большинство, начиная от бухгалтерии в вашей собственной редакции, и кончая теми товарищами, о которых вы будете рассказывать миру в собственных статьях, будут относиться к вам иронически, а то и встречать в штыки. Журналистов в нашем обществе не любят. Вранье, недостаток образования, нечистоплотные заработки, принадлежность к «гнилой богеме» — вот то, что им вменяют в вину. И мало кто согласен принять на веру, что вы-то ведь не такой, а, наоборот, грамотный и принципиальный профессионал.
Одним словом, журналистика — адская работа. Глядя на толпы юношей и девушек, которые снуют по коридорам, например, факультета журналистики, трудно понять, откуда на свете берется столько трудоголиков, готовых в любую минуту променять свой покой на азартную скачку с препятствиями. Однако те из них, кто в результате начинает работать по специальности (включая вашу покорную слугу), ни за что не променяют свою беспокойную профессию на что-то другое. Это сродни особой болезни: общение с людьми и активный образ жизни способны заменить журналисту сон и отдых.

Ученье: свет или выброшенные деньги

Никто не спорит, что общение с вечно простуженным микрофоном или одноглазой видеокамерой — странная потребность души, которая время от времени великодушно подсказывает своему владельцу нужные слова и подкидывает подходящие вопросы. Но есть на свете вещи, о которых душа может и не догадываться. Например, как построить макет будущей газеты или смонтировать сюжет. Для того, чтобы научить всем этим «мелочам», и существуют факультеты и отделения журналистики. Когда вам скажут, что таковых в Москве больше двадцати, вы испытаете состояние легкого умопомрачения. Крепитесь, журналистика преподнесет вам еще и не такие сюрпризы. А чтобы успевать вовремя уворачиваться от возможных ударов судьбы, необходимо пройти «курс молодого бойца» на факультете журналистики, и постараться получить там качественное образование, которое могло бы сгладить тяготы и издержки профессии. Что же такое журналистское образование и с чем его едят?
Согласно государственному стандарту, принятому Министерством образования РФ, учебная программа факультетов журналистики состоит из трех основных частей: филологических дисциплин, специальных предметов и иностранного языка. Филологические дисциплины необходимы для всестороннего интеллектуального развития будущего журналиста: учась на ошибках и достижениях других, можно научиться писать самому. Программа этого курса состоит из теории литературы и историй литератур — русской и зарубежной. Обычно курсы эти разбиты на хронологические периоды и растянуты на все 5 лет.
Сначала студенты изучают древнерусскую и античную литературу, потом следуют литература Киевской Руси, Средневековья и Возрождения, затем 18-й, 19-й, 20-й века, одинаково полно отраженные и в отечественной и в зарубежной литературах. Если в программе выбранного вами ВУЗа какой-либо из периодов опущен, то серьезный пробел в вашем образовании обеспечен. А журналистика пробелов не прощает. И неважно, какую специализацию вы впоследствии изберете: без глубоких литературных познаний вам не обойтись ни при составлении рекламного слогана, ни при написании статьи об автомобильных маслах. Литература дает хорошую общеобразовательную базу и значительно пополняет ваш словарный запас многочисленными синонимами и метафорами.

В некоторых ВУЗах филологические дисциплины объединены в один гигантский курс под общим названием «История всемирной литературы». Идея неплохая, но все-таки, изучив учебный план (бумажку с расписанием предметов и количеством часов), следует убедиться, что все основные предметы в этот курс включены.

Теперь об иностранных языках, просто необходимых будущему журналисту для работы с такими источниками информации, как Internet и зарубежная пресса. Согласно злополучному госстандарту, на факультетах журналистики вас должны ознакомить хотя бы с одним «вражеским» наречием. Слово «ознакомить» употреблено здесь не случайно. Рамки стандартной учебной программы выделили на основной язык 4-6 часов в неделю — всего курс преподается в течение 3 академических лет. Совсем не густо, но при желании получить минимальные языковые знания все же реально. Если, конечно, ваша преподавательница не будет безвылазно сидеть на больничном все 3 года, лишь изредка заглядывая в аудиторию — и то для того, чтобы убедиться, что студенты уже благополучно разбежались. Второй язык (там, где он есть) начинают изучать с 3-его курса и уже до конца, но в том же темпе, что и первый.

Для человека, серьезно настроенного на качественную языковую подготовку такое количество занятий явно недостаточно. Особенно для журналиста-международника. Впрочем, международники получают образование на специальных отделениях факультета, где язык преподается усиленно, либо в таких вузах, как МГИМО или Университет Дружбы Народов. Если вы не международник, но язык для вас так же важен, как и будущая специальность, ищите ВУЗ с более плотным расписанием по иностранному.

Особое место в учебной программе занимают предметы специальности: теория и практика журналистского творчества, история русской, советской и зарубежной печати, специализация. Последняя зависит от выбранного вами направления. Решите для себя, кем вы станете: сотрудником отдела экономики, политическим аналитиком, телерепортером или театральным критиком. Чтобы стать специалистом в той или иной области, нужна определенная эрудиция. Нужны дополнительные знания, которые нередко приходится получать без помощи alma mater.

Чем больше специальных предметов в вашем вузе — тем лучше будет ваша подготовка

Летнюю каторгу, именуемую в институте практикой, многие студенты ненавидят всем организмом. Тем не менее, если в выбранном вами учебном заведении нет обязательной летней практики, за которую ставятся годовые оценки, знайте: в этом вузе писать вас так и не научат. В отношении практики факультет должен взять над вами шефство: найти СМИ, отвечающее вашей специализации, позаботиться о том, чтобы представить вас редактору нужного отдела, проследить весь процесс прохождения практики и поставить вам оценку по ее результатам. Если вы удачно выберете место для стажировки и сможете там себя зарекомендовать, то у вас есть неплохой шанс найти подходящую работу задолго до окончания учебы. Это особенно ценно, если учесть, что почти ни в одном московском вузе, готовящем журналистов, нет действующей системы трудоустройства.

Что должно быть в программе журфака — вы уже знаете. Чего там быть не должно, можно догадаться самостоятельно. Лишние предметы отбирают у вас драгоценное время, которое можно с пользой потратить на изучение специальности. Некоторые юные журналисты, к примеру, зубрят теорию относительности, готовятся предотвратить искусственное землетрясение и пишут рефераты по физкультуре. Чтобы избежать подобного академического маразма, лучше заранее изучить расписание в предполагаемом месте учебы и выяснить, много ли там подобных «излишеств».

Каждый вуз составляет свою программу самостоятельно, но при этом старается придерживаться госстандарта, дабы не лишиться госаккредитации (права выдавать диплом государственного образца). Кроме того, среди вузов, обучающих журналистике, присутствует некоторое равнение на МГУ. Журфак МГУ — старейший из факультетов журналистики, там накоплен большой опыт и дается действительно хорошее образование. При всех минусах этого вуза (несколько старомодные учебные методы, плохая материально-техническая база и, как следствие, не очень хорошая практическая подготовка), преподавателями из МГУ гордится любой коммерческий журфак. Но не обольщайтесь, слыша заветную фразу: «у нас работают преподаватели из МГУ». Во-первых, иногда «преподаватели» — это громко сказано, в вузе может оказаться всего один «залетный» профессор. Во-вторых, это могут быть вовсе не те педагоги, которыми гордится сам Ломоносовский университет. В-третьих, не слишком удобно обучаться у профессоров, которые забегают к вам в институт раз в неделю, а в остальное время обитают далеко от места вашей учебы.

Большая карьера маленького журналиста

Решив злополучный вопрос, куда пойти учиться, вы тем самым отнюдь не решите другую актуальную проблему: куда пойти работать. То, что система трудоустройства и распределения канула в далекое прошлое вместе с советском государством и его законами, вам известно не хуже меня. Вуз вам достойную работу не предоставит, поэтому лучше начать подыскивать себе место еще в процессе учебы. В родном доме не только стены помогают, но и преподаватели, у которых вы пишете рефераты, курсовики и дипломы. Вовсю используйте свое положение мытаря-недоучки: даже журналистский опыт в богом забытом издании со временем даст свои плоды. Неважно, где вы будете самовыражаться на первом этапе своей карьеры, главное — с чего-то начать.

Журналистам отлично знакома расхожая истина: сначала ты работаешь на свое имя, и только потом имя работает на тебя. Пока у журналиста нет имени, шансов получить хорошую работу у него очень немного. Профессиональную карьеру чаще всего приходится начинать в качестве внештатного корреспондента, которого кормят ноги — и кормят не очень сытно.

Заработать на журналистике большие деньги можно только тогда, когда вы себя зарекомендуете, и уже не вы будете бегать за редакторами, а сами редакторы толпами будут носиться за вами в надежде завлечь вас в свое издание. Наступит такое время или нет, зависит от ваших способностей, от пробивной силы вашего интеллекта, от некоторой доли везения, ну и, конечно, от качества вашего образования.

Итак, вы — внештатник. Самый большой недостаток внештатного сотрудничества — это гонорарная система оплаты. Звучит красиво, выглядит — не очень. Гонорар внештатного корреспондента зависит от платежеспособности редакции, темы, качества и объема статьи, а также количества материалов, которое вы смогли подготовить к номеру. «Политиков» и «экономистов» оплачивают лучше, чем, например, «деятелей культуры», причем лучше намного. Кроме того, если половину ваших текстов забракуют, то о желанной сумме нечего и мечтать. И бесполезно выражать претензии, если ваш материал урежут в четыре раза в связи с внезапно нахлынувшим потоком рекламы — заплатят вам, конечно же, за сокращенный вариант.

Имейте также в виду, что самый маленький гонорар, напоминающий скорее чаевые, нежели плату за проделанную работу, в Москве приблизительно равняется 5$ за страницу. Если вам будут предлагать меньше — не тратьте время, лучше займитесь чем-нибудь более полезным, например, чтением книг.

Сколько бы ни хвалили тексты юного автора, ежедневно обивающего пороги редакций, на работу его брать не спешат. Но чаще всего его «молодой гений» не хвалят, а ругают. Прежде всего заставляют избавляться от «литературщины», которой грешит любой выпускник вуза, и от пространной манеры изложения. Опытным путем вы познакомитесь со многими вещами, которым вас не учили. Например, собственным хребтом почувствуете каждую ступеньку карьерной лестницы, ведущей от внештатного автора к редактору отдела. Последним вы и должны стать в итоге.

Чтобы тебя взяли на работу, нужно доказать свою незаменимость. Просто писать может и медведь, если, конечно, потренируется. Ты должен быть «на все руки от скуки»: уметь редактировать чужие тексты и делать конфетку из абсолютно безнадежных опусов, изобретать интересные темы на полном безрыбье, сочинять заголовки убойной силы, работать в режиме нон-стопа и выполнять те безнадежные поручения, которые начальство не знает, на кого повесить.
Журналистский труд — это 25-часовой рабочий день, помноженный на жирный Икс, неизвестное. Журналистика напоминает скорее дремлющую временами стихию, нежели тронутую ряской заводь. В этой профессии все очень относительно, причем непонятно — относительно чего. Где бы вы ни работали, все зависит от качества финансирования (воля спонсора непостоянна, как девушка) и возможностей самой газеты или журнала.

Издания растут как грибы, и так же, как грибы, они ежедневно исчезают в корзинах — правда, мусорных. Поэтому не удивляйтесь, если на работе вам вдруг отложат выплату зарплаты, или если в один радостный день, прийдя в редакцию, вы вдруг обнаружите, что попали в помещение коммерческого банка или дорогущего бутика. Выбрав сферой своих интересов журналистику, вы навсегда лишаетесь возможности получения стабильного заработка. Редакции газет и журналов закрываются чаще, чем другие компании. Если даже сегодня вам и заплатят, не факт, что вам заплатят и завтра.

Все вышеперечисленные сложности отпугивают от избранного пути довольно большой процент выпускников факультетов журналистики. По специальности работает менее 30% бывших студентов журфака МГУ, в других вузах этот процент еще меньше. Спрос на журналистов невелик, в то время как предложение огромно. Только Московский университет ежегодно выпускает около 200 молодых специалистов этого направления. А рынок журналистского труда очень узок. Кадровые агентства, поисковые службы Интернета и газеты предлагают, в основном, работу в компьютерных, экономических, бухгалтерских и строительных изданиях, а также вакансии в рекламных отделах и службах Public Relations

Можно, конечно, пойти по другому пути — самостоятельно обзвонить редакции интересующих вас изданий и предложить свои услуги. Вам либо усталым тоном ответят «Ну, напишите что-нибудь» и тут же о вас забудут, либо категорически сообщат: «Нам авторы не требуются», либо молча примут вашу информацию к сведению, затем также молча примут вашу статью, которая так же тихо исчезнет. Порекомендовать здесь можно одно: не в коем случае не сдавайтесь. Не пасуйте перед трудностями и не огибайте препятствий. Идите смело вперед, ломитесь в закрытые двери, добивайтесь, чтобы вас приняли, выслушали, прочитали, как когда-то в 20-е, 30-е, 40-е стучались в двери редакций ваши любимые писатели. А на досуге оттачивайте перо. И если вы действительно хотите стать журналистом, то вы им непременно станете.

Автор:Ефремова Анна


Источник: www.5ballov.ru , yojo.ru